О кризисе 7 лет

Зачастую неожиданное поведение ребенка в критические возрастные периоды взрослые воспринимают с большим негативом. «Он стал неуправляем!», «Совершенно отбился от рук», «Он совсем меня слушается!», «Я все для него делаю, а он грубит и хамит!», «Он все делает назло!» — эти и подобные мысли впервые приходят в головы родителей 6-7 летних детей. Книги, журналы, статьи в интернете дают миллионы советов как вести себя с ребенком в тот или иной период, но именно у Вас это не срабатывает или достигается временный эффект. Почему? Означает ли это, что Вы плохой родитель и совершенно бездарный воспитатель? Ну, конечно же, нет!

Все советы и схемы поведения, которым мы следуем по чужой подсказке, без понимая, что происходит с ребенком в данный момент, приносит мало результата. А дети при этом чувствуют неестественность в поведении родителей и практически не воспринимают то, что мы хотим до них донести заученными фразами и навязанными нам действиями. Но даже небольшое осознание причин детского поведения в данный момент дает достаточное понимание необходимых именно сейчас слов или реакций на ситуацию, чтобы вернуть Ваши отношения в правильное русло. Вы становитесь более вариативными и осмысленными в общении с ребенком и достигаете лучших результатов от своих действий.

Заглянем чуть глубже в причины поведения ребенка 6-8 лет

Главной и отличительной особенностью этого периода является появление у ребенка личного мнения и принятия личных решений. Это происходит примерно с 5 до 9 лет. Если в 3 года мы сталкивались с желаниями ребенка делать то, что ему хочется или нравится в данный момент, и эти желания носили ситуативный характер, то ближе к 7ми годам, эти желания становятся именно его личным мнением. Он не просто хочет купить именно эту одежду. Ему нужно ее купить потому, что это модно. Как бы мама не настаивала, не объясняла, что другая вещь более практична и удобна, ребенок уже начинает приводить личные доводы и объяснения своего собственного выбора. И, если сейчас мы его не выслушаем с уважением, обрежем на полуслове фразами: «Мал еще!», «Вот вырастешь, тогда и разговаривать будешь!», тогда у ребенка возникает психологическая травма.

Такими словами Вы формируете будущего безвольного, легко управляемого человека, не имеющего собственного мнения. Такие люди часто не знают как правильно вести себя в конкретных ситуациях, а для выбора стратегии поведения будут наблюдать первых попавших в их поле зрения и копировать слова и поступки других без должного понимания и осмысления. Так люди без собственного мнения в будущем попадают в секты, криминальные группы и т.д. Поэтому очень важно поддерживать в ребенке формирование собственного мнения, но при этом не боимся выставлять границы поведения, чтобы ребенок понимал что такое можно и нельзя, дозволенное и недозволенное.

Очень важно, чтобы в этот период у ребенка появилась своя территория, если ее до этого не было. Это его личная комната или уголок в квартире с его личной кроватью, личным столом, личным стулом и личной полочкой в шкафу. И это именно его территория, куда доступ родителям должен быть ограничен. Хозяином этого пространства будет именно ребенок. Он сам там убирается или не убирается, расставляет предметы или просит помощи, совета родителей. Мы может только предложить, предположить, подсказать, но не принуждать, не навязывать! Сейчас ребенок становится личностью со своим личным пространством. Часто мамочки с врожденным чувством порядка и чистоты здесь не выдерживают и начинают уборку, чем опять же ломают личное мнение своего ребенка и приучают его к лени и безделью. Сами же мамы получают при этом личную психологическую травму, т.к. убирая чужую территорию, ожидают в дальнейшем благодарностей, но не получают их.

Если не прислушиваться к мнению ребенка, заставлять делать, как хотят старшие, наказывать ремнем — все это приводит к протесту. И этот бунт, в зависимости от характера ребенка может достигать двух крайних противоположных поведенческих линий. Произойдет либо полное закрытие его от родителей, либо выльется в открытую демонстрацию своей агрессивности. К тому же в этом случае дети могут начать врать из-за боязни наказания или возможного неуважительного к ним отношения старших. Это важно понять и помнить каждому взрослому, чтобы избежать ненужных конфликтов и не потерять контакта с ребенком.

Также этот возрастной этап связан с началом периода социализации. Сейчас ребенку необходимо принадлежать какой-то группе во дворе или в школе. И очень важно не раствориться в ней, а быть отдельной личностью со своим мнением, вкусом и внешностью. Формируется его позиция и статус в каждой группе.

В этом возрасте в большей или меньшей степени может проявиться детское воровство. Ребенок не осознает до конца насколько такое поведение плохое и неправильное. Им просто нравится какая-то вещь и они ее берут, не понимая, что воруют. Такое поведение необходимо контролировать, опять же спокойно и с уважением к любому действию ребенка. Обязательно нужно объяснять, что это воровство, как к этому относятся другие и к чему это приводит.

Период подготовки к школе

Кризис 7 лет — это период подготовки к школе и начала школьного обучения. Чтобы этот период прошел для ребенка более гладко, с меньшими потрясениями, необходимо заранее позаботиться о его привыкании к школе, если вы видно, что ребенку требуется привыкание к новой обстановке. Очень важно выбирать учебное заведение исходя не из ее престижности, а по уровню квалификации учителя. Психологический и эмоциональный комфорт в этом случае ценнее любой стоимости потраченной на обучение в элитной школе.

Для многих детей будет крайне полезно водить дошкольника на подготовку именно в ту школу, куда планируется его поступление. Это нужно в первую очередь для того, чтобы он понял, принял и привык заранее к новой обстановке, новому социуму, новой жизни. Бывает, что дети просто теряются в школьных коридорах, выйдя, например, с урока по нужде, что опять же приводит к дополнительному стрессу. Для избегания подобных ситуаций желательно заранее прогуляться по школе и изучить расположение классов. Замечательно, если новый школьный коллектив будет формироваться из основного состава группы детского сада, которую посещал ребенок. Это значительно снизит уровень тревоги и напряжения в первые учебные дни.

Часто первоклассник бывает не готов к тому, что в классе он не единственный ученик, а один из 20-30ти таких же школьников. Ему зачастую не понятно, что учитель не может уделять ему все 100% внимания. Отсюда возникают обида, растерянность, ему кажется, что он не достоин внимания. Возможно, что ребенку будет трудно ориентироваться в общении и понимании других детей, когда он поймет, что все они разные, каждый со своим индивидуальным характером и поведением. Чтобы избежать подобных реакций или свести их к минимуму, крайне важно посещать детский сад хотя бы за 2 года перед школой. Только тогда им будет пройден этап социализации, когда отрабатываются и трансформируются в приемлемые стратегии поведения такие проявления как злость, ярость, агрессия по отношению к сверстникам. Если ребенок не пройдет этот этап, то он с большой долей вероятности не будет принят школьным коллективом и станет изгоем в классе.

Для того, чтобы ребенок как можно быстрее привык к школе и ходил туда с большей радостью и воодушевлением, достаточно применять несколько простых правил.

Во-первых, каждое 1-е сентября в начальной школе можно превратить в небольшой семейный праздник: украсить комнату тематическими вывесками и плакатами, устроить семейный ужин с тортиком и обсуждением как прошел этот день, составить план достижений на этот учебный год. Для первоклассников первое время будет большой поддержкой, если родители будут обсуждать с ним абсолютно все, что касается школы.

Так провожая ребенка с утра можно проговорить с ним как он будет сегодня учиться, насколько это важно и нужно для него. Очень важно делать это с хорошим и позитивным настроением, чтобы зарядить ребенка положительной энергетикой на весь учебный день. Встречая школьника после занятий будет очень полезно обсудить то как прошел этот день, какие отметки получил, что смог ответить на уроке, что ответить не удалось, что сегодня понравилось, а что — нет. Замечательно, когда родители обсуждают не только учебные проблемы, но и отношения с другими учениками, с кем ребенку было хорошо, приятно общаться, а с кем — плохо. Обязательно при этом делать конечные выводы. И, конечно же, общаемся с ребенком с уважением, поддержкой и не ругаем за неудачи и промахи.

Очень важно помнить о недопустимости сравнения своего ребенка с другими. Любое его сравнение с кем-то приводит к тому, что он начинает выслуживаться, чтобы получить одобрение и любовь взрослого. Так дети начинают ходить в школу не для того, чтобы учиться и получать знания, а ради хороших отметок. Это отягощается еще и тем, что, оторвавшись от семьи, в школе, дети живут в новом социуме, где их воспринимают по-другому, не как дома. Здесь они не чувствуют той любви и заботы, которую привыкли получать от родителей. Им кажется, что они одиноки и их никто не любит, не понимает. В этом случае большую поддержку и опору ребенку может оказать семья. Для этого достаточно, например, как минимум раз в неделю устраивать семейное чаепитие, где каждый, в том числе и ребенок, рассказывает как у него прошла неделя. И опять же, никогда и никого при этом не осуждаем, не обсуждаем. Это будет очень важный круг семейной поддержки для каждого, и не только ребенка.

Все вышеперечисленное играет большую роль в формировании самооценки ребенка. Кроме того, многие психологи рекомендуют обязательно с 5 лет приобщать детей к спорту. Это не только поможет дополнительно в формировании самооценки, но и разовьет ответственность, навык физической работы и внутреннее состояние полноценности. Можно предложить на выбор несколько спортивных секций, чтобы ребенок сам выбрал себе занятие по душе. Есть родители, которые и здесь совершают ошибки. Часто, отдавая своего ребенка в кружки и секции, взрослые ориентируются только на свое личное мнение и свой выбор. Они выбирают именно то, чем хотели бы заниматься сами, но по каким-то причинам это им не удалось. Теперь же повзрослевший человек стремиться реализовать себя через своего собственного ребенка, ломая его мнение и преступая через его личные желания. Естественно, что дети при этом будут сопротивляться как могут. Либо они не будут заниматься в этих кружках и школах вообще, либо будут их посещать через силу и сохранят ненависть и неприятие к этим занятиям на всю оставшуюся жизнь. Естественно ни о какой пользе от такого обучения ждать не приходится.

Кроме всего уже перечисленного, очень хорошо помогает в выстраивании правильного поведения с ребенком знание и понимание этапов познания мира, согласно его возраста.

Приобщение к труду и обязанностям

В период с 5-ти до 7-ми лет ребенок познает труд. Очень важно приобщать его в это время к работе по дому, помощи на даче. Ребенок уже готов, может и должен уметь выполнять простейшие задания: помыть посуду, накрыть на стол, постирать, застелить кровать, помыть пол и т.д. Можно предложить ему на выбор какую-то работу, которая станет его обязанностью. За выполнение этой работы должен будет следить и отвечать только он.

Обучение и учителя

В возрасте с 7-ми до 9-ти лет, в связи с началом школьного обучения, наступает период познания учебы. Хочется отметить, что в это время ценность учителя, становиться намного важнее ценности родителя. Любое мнение учителя становиться непререкаемым и самым правильным. Большинство родителей это сильно расстраивает, они пытаются сломить этот барьер, но это приведет только к дополнительным ссорам и конфликтам. Не стоит так негативно и остро на это реагировать. Несмотря на такую позицию ребенка, Вы все так же остаетесь его родителем, он все так же нуждается в Вас, в Вашей поддержке, любви и заботе. И это даже больше необходимо сейчас, чем может показаться на первый взгляд.

Период в возрасте 7-ми лет связывают с появлением большого количества страхов и стрессов.

Это может быть связано с началом обучения в школе, так и с его личными особенностями.

В этот период возникает страх плохих оценок. Может появится страх одиночества. Часто возникает боязнь нападения сказочных персонажей. Это связано с чрезмерным увлечением современными мультиками, мистическими фильмами и передачами. В результате может возникнуть так называемая триада страхов: одиночество — темнота — замкнутое пространство. В таких случаях очень опасно наказывать детей, закрывая их в темной комнате. Это может привести к очень негативным психологическим проблемам.

После 5ти лет ребенок начинает осознавать, что все в этой жизни временно, люди — смертны. Появляется страх смерти как своей, так и родителей. Причем намного сильнее и ярче переживается страх за родителей, чем за себя.

Проявляются сомнения в своих способностях и возможностях. Дети боятся не соответствовать общественному мнению, не хотят оказаться «белой вороной». Ребенку кажется, что, если он не будет таким каким хотят его видеть окружающие, то его не будут любить. Если он не сможет преодолеть этот страх, перерасти его, то в будущем у него будут возникать проблемы с публичными выступлениями, он будет сильно зависим от мнения окружающих.

Большое количество страхов, переживаний, большая физическая, психологическая, умственная перегрузки, все это может привести ребенка к стрессу. Следует обратить особое внимание на те признаки, которые указывают на наличие стресса у ребенка:

— частые непринятие, негодование, агрессия, завышенная требовательность

— ребенок возвращается в младенчество (накрываться с головой одеялом, ложиться в позу зародыша, отгораживается от проблем словами «я в домике», меня нет)

— повышенная нервозность

— перепады настроения

— слезы при появлении новых людей

— неожиданная смена гиперактивного поведения на пассивный

Если Вы заметили появление этих признаков в поведении, и они сохраняются продолжительное время, то не стоит заниматься «самолечением», следует обязательно обратится за помощью к квалифицированному психологу.

Для предупреждения стрессов у детей следует воспользоваться следующими советами психологов:

— Больше тишины и спокойствия.

— Максимально оградить ребенка от радио, телевизора, компьютера

— Включить в питание успокоительные чаи, горячее молоко с медом на ночь

— Разнообразить питание яркими цветами. Например, можно добавить в кашу яркую красную ягоду, украсить суп веточкой зелени.

— Много гулять, общаться с животными, наблюдать природу

— Больше времени уделять общению с ребенком. Сейчас ему как никогда нужен Ваш опыт и знания.

Каждый ребенок индивидуален

Стоить отметить, что есть общие рекомендации от психологов, но каждый ребенок индивидуален и обладает своим собственным опытом и набором врожденных психических свойств личности. Один ребенок в 7 лет будет открыт и крайне социально активен, другой будет закрыт и полон страхов. Один быстро привыкает к новым людям и обстановке, а второму будет требоваться длительная адаптация. Это необходимо обязательно учитывать.

Оставить комментарий:

Внимание! Копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации и с активной ссылкой на первоисточник.

Информация предоставляется с целью ознакомления. Самолечение может привести к нежелательным последствиям! При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите:
CTRL+ENTER