Что должен уметь развитой ребенок в 3 года?
Содержание:
Пытаться подстроить ребенка под какие-то общепринятые нормы бесполезно. Тем не менее многие родители интересуются: что должен уметь ребенок в 3 года?
Педиатры не устают твердить: каждый ребенок развивается по индивидуальной программе. Одни малыши в 3 года знают уже около 2000 слов, другие обходятся 1000. Не нужно раньше времени бить тревогу и ставить на ребенке крест.
Но все же в международной практике существует список умений для ребенка в 3 года.
Речь и разговор
В три года речь ребенка сильно меняется. Она перестает быть корявой и односложной – малыш уже умеет строить длинные предложения и знает падежи. Теперь слова для крохи стали главным средством общения с родителями и окружающим миром. Он постоянно спрашивает то, что ему непонятно и надеется получить исчерпывающий ответ на свои вопросы.
Как же преображается речь ребенка в 3 года?
- Он знает и может правильно произнести свои имя и фамилию, имена мамы и папы.
- Его словарный запас составляет около 1500 слов.
- Он не изъясняется звуками, а использует слова.
- Ребенок может составлять длинные предложения из 5 и более слов.
- Использует в речи предлоги.
- Узнает и называет знакомые предметы.
- Может запоминать и рассказывать короткие стихи.
- Сводит предметы в обобщенные группы: например, яблоко, банан, слива – фрукты; кукла, мяч, кубик – игрушки.
- Владеет такими понятиями, как времена года, животные, посуда, одежда, цвета и прочие.
- Малыш может замечать ошибки в произношении у своих сверстников.
Но не стоит думать, что в 3 года дети уже свободно разговаривают. Как правило, они в этом возрасте все еще не выговаривают шипящие звуки: [ж], [ш], [щ], [ч] – а также [р].
Побольше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, пойте песни. Для развития речи очень полезно читать ребенку детские книжки, но делать это надо с выражением, четко произнося все слова. Если чадо заинтересуется значением нового слова, объясните ему, что оно обозначает. Постарайтесь увлечь малыша.
Чаще спрашивайте малыша о том, как прошел его день, что нового он видел, что интересного узнал. Пусть подробно рассказывает вам о своих впечатлениях. Это разовьет устную речь и поспособствует быстрому обучению.
Игры с карточками очень полезны для изучения новых слов и развития у малыша навыков словесного общения.
Показывайте карточку с рисунком и просите ребенка назвать изображенный объект. Хорошо, если название объекта будет начинаться с трудновыговариваемых звуков: [ж], [ш], [р]. Такое упражнение поспособствует тренировке мышц языка крохи, и он быстрее освоит новые звуки.
Мышление, творчество и умение анализировать
В трехлетнем возрасте дети уже знакомы с простыми понятиями и причинно-следственными связями, они могут находить отличия в предметах, знают и могут назвать формы, цвета, действия.
Кроме того, в малыше просыпается исследователь. Ему интересно все: откуда берется радуга, почему летает самолет, почему ночью темно. Не скупитесь на слова и удовлетворяйте любопытство вашего чада. Если ответ на вопрос вам неизвестен, то предложите ребенку вместе поискать его в Интернете или в детской энциклопедии.
В 3 года малыш уже обладает многими ценными навыками.
- Умеет составлять несложные логические цепочки (на улице идет дождь, поэтому на дороге лужа).
- Умеет сравнивать две картинки и находить отличия между ними.
- Удерживает в поле зрения 3 предмета.
- Запоминает несложные стихи, песенки, может вспоминать, что произошло пару дней назад.
- Собирает простые пазлы, пирамидки, может составить из кубиков башню.
- Может считать до пяти.
- Начинает творчески мыслить.
- Любит рисовать.
С каждым месяцем ребенок становится все более и более творческим и неординарным. Он уже умеет принимать довольно сложные решения, объясняет некоторые явления, происходящие вокруг, руководствуясь своими собственными домыслами.
Помогите малышу развить это творческое начало. Почаще хвалите его, предлагайте решать несложные (но и не простые!) задачи, вместе с крохой рисуйте и лепите из пластилина.
Гуляйте с чадом в городских парках и скверах, собирайте листья, шишки, камушки и делайте из них поделки. Это поможет развить аналитическое мышление и мелкую моторику.
Также полезны развивающие игры. Например, картинки с изображением животных и продуктов. От ребенка требуется соединить рисунки в зависимости от того, какое животное что ест. Также можно предложить крохе раскраски, пазлы из 4–6 деталей, конструкторы и прочие игрушки.
Трехлетний ребенок может, например, изъявить желание самостоятельно завязать шнурки – не стоит ему мешать
Бытовые навыки
Сейчас малыш стал еще более самостоятельным и независимым. Он уже не требует вашей постоянной помощи, знает, какие вещи принадлежат ему, и умеет ими пользоваться. Например, кроха вытирает лицо собственным полотенцем, чистит зубы собственной щеткой и знает, на какой полке в шкафу хранится его одежда.
В 3 года дети умеют:
- самостоятельно одеваться и раздеваться;
- расстегивать пуговицы;
- складывать свою одежду;
- сморкаться салфетку;
- умываться;
- чистить зубы;
- мыть руки перед едой;
- сидеть за столом;
- есть, используя ложку или вилку;
- пить из чашки без помощи взрослого.
Сейчас вы должны помочь ребенку освоить как можно больше навыков, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Особенно это важно, если вы собираетесь отдать малыша в детский сад. Учите ребенка завязывать шнурки, собирать свои вещи в рюкзачок или пакет, убирать за собой игрушки.
Просите его помогать вам с уборкой по дому или предложите вместе помыть посуду. Поощряйте каждое, даже самое маленькое, достижение чада.
Спортивные и двигательные навыки
Спортивное физическое развитие очень важно и для мальчиков, и для девочек. В 3 года они, как правило, активны и с энтузиазмом воспринимают любое предложение поиграть, побегать, попрыгать. Не препятствуйте этим желаниям! Не стоит ругаться или «цыкать» на ребенка, когда он слишком активен или шумен. Лучше направить его энергию в нужное русло, отдав, например, в спортивную секцию для самых маленьких или самостоятельно занимаясь с ним спортом.
Ребенок уже умеет:
- играть в мяч;
- спускаться по лестнице шаг за шагом;
- прыгать и бегать;
- стоять на носочках;
- стоять на одной ноге;
- ходить вперед и назад;
- ездить на трехколесном велосипеде.
Чем активнее и насыщеннее будет жизнь малыша с самого детства, тем лучше для него. Поэтому не сидите дома! Гуляйте, развлекайтесь на свежем воздухе. С дочкой можно попрыгать в «классики», с сыном – поиграть в мяч. Очень полезно с детства приучать детей к воде. Лучше всего для этого подойдет бассейн, где чадо будет под вашим наблюдением и под контролем опытного инструктора.
Эмоции и социальная адаптация
Возможно, до трехлетнего возраста ребенку особо не требовалось общение с другими детьми. Его вполне устраивала компания родителей и других ближайших родственников. Теперь же малыш сознательно стремится в общество сверстников. Ему интересно играть во дворе и на площадке, а в детском саду он больше не капризничает и не плачет из-за разлуки с мамой.
Очень важно не препятствовать общению ребенка с другими детьми. Таким образом он адаптируется к жизни в социуме, а это очень важно в современном мире.
В 3 года ребенок, сам того не замечая, активно формирует собственную личность и приобретает важные социальные навыки.
- Осознает свое Я, понимает значение понятия «мое».
- Подражает знакомым людям.
- Тянется к другим детям, легко знакомится и заводит друзей, но к коллективным играм пока не проявляет интереса.
- Различает родственников и близких, каждому из них он отвел определенное место в своем понимании.
- Осознанно выражает эмоции.
- Легче справляется со своими эмоциями и учится подавлять их в случае необходимости.
- Фантазирует и придумывает – например, он вполне может выдумать чудовище под кроватью и сам испугаться своей фантазии.
Не стоит слишком переживать, если в этот период кроха выдумает себе воображаемого друга. Это вполне нормально, но если вас это слишком тревожит, можете проконсультироваться с детским психологом.
Также не переживайте, если малыш немного отдалился от вас. В три года почти все дети начинают ощущать себя индивидуальностью и личностью, отдельной от мамы.
Почаще гуляйте с малышом на детских площадках и в других местах скопления детей. Пусть малыш находится в обществе сверстников и учится общению.
Если у ребенка возникнет конфликт с новым другом, не спешите вмешиваться. Пусть чадо само попробует решить свою проблему. Позже объясните ему, как правильно поступать в таких ситуациях, и аргументируйте, почему нужно делать именно так, а не иначе.
Когда стоит бить тревогу?
Хотя вполне здоровые дети могут в 3 года не уметь всего, что предписано нормами, есть ряд признаков, которые указывают на задержку ребенка в развитии.
Итак, когда же поход к врачу неизбежен?
- Ребенок мямлит, «тарахтит», «проглатывает» окончания и целые части слов, его речь невнятна и непонятна.
- У ребенка присутствует повышенное слюноотделение.
- Малыш не может сам одеться, не держит ложку, не в силах самостоятельно справить нужду.
- Кроха плохо двигается, не умеет прыгать, не бросает мяч.
- Малыш не может составить простую логическую цепочку, не знает основных понятий, не умеет сложить пирамидку из кубиков.
- Ребенок не идет на контакт с другими детьми, не ищет их общества, всегда и везде желает находиться рядом с родителем.
- Малыш не узнает членов семьи, не идет на зрительный контакт, устраивает истерики по любому поводу.
Эти и другие признаки свидетельствуют о наличии у крохи определенных проблем. Оценить ситуацию и вынести окончательный вердикт способен только врач, поэтому не стоит откладывать консультацию.
Заключение
Умения ребенка в 3 года – понятие относительное, и все же большинство детей уже умеют совершать определенные действия. Впрочем, даже если ваш малыш освоил еще не все из предложенных выше списков, огорчаться не стоит. Вполне возможно, что он в ближайшее время начнет развиваться быстрее своих сверстников.
Спасибо за подробную статью. Девочка развивается даже быстрее, чем описано у вас, но проблема одна – не хочет оставаться без мамы. Нужно отдавать в садик, а тут истерики. Хотя сама уже и ест и одевается. Стихи рассказывает. По дому помогает: моет кружки, тарелки, “помогает” мыть полы, сама кормит кур и коз. Но как только не видит в поле зрения мамы – истерика. Что делать?