Адаптация ребенка к детскому саду
Содержание:
Если вы решили кроху отправить в садик и волнуетесь, как пройдет адаптация ребенка к детскому саду, то эта статья для вас будет полезна.
Сегодня разберем, с какого периода нужно начинать подготовку ребенка к детскому саду, сколько занимает адаптация и как ее облегчить. Проанализируем, какие ошибки часто допускают родители в процессе адаптации их чада к детскому саду.
Скоро в детский сад. Когда и куда пойти?
Возраст ребенка около трех лет – самое подходящее время для поступления в детский сад. В этом возрасте ребенку интересно и необходимо общаться, играть со сверстниками.
Именно так ребенок начинает учиться выстраивать социальные отношения с ровесниками, а также с незнакомыми взрослыми (воспитателями, нянечками). Это так называемая социализация ребенка.
Ведь, находясь дома с мамой, ребенок не видит всей полной картины в общении с окружающими.
Мама в игре со своим ребенком всегда доброжелательна и открыта. С одной стороны, это замечательно. С другой стороны, ребенок не получает других проявлений эмоций, не знает, что от окружающих при общении можно ожидать не только положительные реакции.
Общение в саду происходит по-другому. Ребенок старается анализировать особенности общения с каждым ребенком. Он начинает понимать, например, что в игру «доктор и больной» лучше позвать этого мальчика, а в подвижную игру веселее будет поиграть с этой девочкой.
При выборе самого детского сада каждая семья руководствуются своими приоритетными критериями. Кому-то важна близость к дому, кому-то – опыт воспитателя и его отношение к детям, кому-то – небольшая численность детей в группе. Такие критерии у каждой семьи свои.
Конечно же, идеальным вариантом был бы сад https://www.detey-planeta.ru/detskij-sad/, в котором все выше перечисленные варианты сочетались бы. Поэтому все чаще родители выбирают для своих детей частные сады. Есть такой стереотип в обществе, что частное лучше государственного.
Не буду развенчивать этот стереотип. В большинстве случаев он действительно справедлив. Но, к сожалению, не всегда.
Нужно понимать, что в частных учреждениях гораздо меньше контроля и за соблюдением санитарно-гигиенических норм, и за соблюдением учебной программы и режима дня. И это отрицательное обстоятельство может перекрыть все плюсы частных садов.
Иногда в частных садах отсутствует четкий режим дня, и воспитатели стараются все делать за детишек, холят и лелеют их.
Если дома семья придерживается того, что в ребенке нужно воспитывать самостоятельность и приучает малыша кушать и одеваться самостоятельно, убирать игрушки за собой, то в частных учреждениях вообще какие-либо требования к развитию самостоятельности у ребенка могут отсутствовать.
Такое несоответствие воспитательных моментов в саду и дома может негативно отразится на поведении малыша. Он может устраивать истерики, если его что-то заставляют делать. Ведь в саду этого он не делает.
Хотя есть ситуации (и их, по моим наблюдениям, больше), когда проблемы несоответствия правил и требований дома и в саду появляются по другой причине – из-за чрезмерного потакания ребенку и гиперопеки родителей дома.
И первая и вторая ситуация имеет один итог – страдает ребенок, а это не приведет ни к чему хорошему
Как мама двоих детей, скажу, что немаловажно выбирать сад недалеко от дома.
Когда сад расположен рядом с домом, вам не нужно вставать «ни свет, ни заря», вы можете не спеша собраться в сад. И даже утренние капризы ребенка не помешают вам прийти на работу вовремя.
Ведь так важно, чтобы утренние сборы малыша (часто затяжные) в детский сад не сопровождались негативными эмоциями, раздражением родителей. Иначе у малыша возникнет ассоциация, что из-за садика отношение родителей к нему изменилось, они на него стали больше ругаться и сердиться.
Понимая медлительность малышей, особенно ранним утром, вставайте раньше, чтобы у вас был запас времени. Собирайте одежду и другие вещи для садика с вечера.
Как подготовиться, чтобы адаптация прошла легче?
Исходя из определения, адаптация – это приспособление к новым условиям окружающей среды. Вот и ребенок, поступающий в детский сад, должен ко многому приспособиться.
Ему придется смириться с необходимостью:
- оставаться на некоторое время в новом месте, в коллективе незнакомых детей, без родителей,
- слушаться незнакомого взрослого, не являющегося ему родным,
- выполнять определенные правила,
- жить по режиму детского сада,
- есть непривычную пищу,
- играть в большом коллективе детей и т.д.
Для очень «домашних» детей условия и правила в детском саду ну очень отличаются от тех, что были дома. Перестроиться и приспособиться к ним ребенку будет сложно. И это повлечет за собой затягивание сроков адаптации.
Поэтому к поступлению в детский сад нужно готовиться.
В первую очередь – о питании. Перед поступлением ребенка в детский сад введите в рацион ребенка заранее блюда из детсадовского меню – творожные и овощные запеканки, различные супы, вязкие каши.
Дети часто отказываются есть незнакомые блюда и даже не пробуют их. Расширение пищевого рациона заранее снизит риск того, что ребенок откажется от еды и будет в саду полдня оставаться голодным.
До поступления в детский сад как можно чаще выходите с ребенком на детские площадки, где гуляет много детей. Учите малыша общаться, взаимодействовать с детьми, делиться игрушками, просите поделиться игрушкой с другими детьми.
Иногда дома для ребенка создаются особые условия, не соответствующие возрасту. Во время его сна все ходят на цыпочках. Кормят ребенка у телевизора, укладывают спать на руках или с бутылочкой. Или вовсе мама не укладывает ребенка днем спать. Бывает, что ребенка до сада никогда не оставляли с другими взрослыми, кроме мамы.
Адаптация пройдет гораздо проще, если до сада исключить все эти и другие подобные перекосы в режиме дня и воспитании.
Ребенку легче будет адаптироваться к детскому саду, если он будет уметь хоть как-то себя обслуживать – сможет частично одеться, вымыть руки и умыть лицо, будет приучен к горшку (хотя бы с повторяющимися время от времени «авариями»).
Перед походом в детский сад обязательно покажите ребенку детское учреждение (возможно – не именно его будущий сад). Объясните, что есть такое место, где играют, рисуют, танцуют, кушают и спят детишки, пока их родители работают.
При этом обязательно расскажите и покажите, что вечером детишек забирают родители домой.
Дети лучше воспринимают информацию через игру. Поиграйте с ребенком в детский сад. Придумайте игру, где, например, мама-кошка отводит котенка в детский сад.
Проиграйте все важные моменты – прощание мамы и малыша, знакомство крохи с новыми детками, все режимные моменты проговорите и проиграйте. И обязательно завершите игру тем, что мама всегда забирает малыша домой.
Используйте все моменты, которые использовали в игре в «детский сад», когда ребенок пойдет в детский сад по-настоящему.
Например, когда будете прощаться с малышом в саду, так же поцелуйте его три раза и помашите ему рукой. В общем, выберите любой вариант прощания в игре и введите такой же ритуал прощания в жизни.
Режим детского сада
Ребенка заранее, примерно за два-три три месяца, необходимо перевести на режим, похожий на режим детского сада.
Когда ребенок привыкает жить по определенному режиму, у него в привычку входит определенная последовательность действий. То есть, малыш знает, что после завтрака мы гуляем, затем идем на улицу и т.д.
Так для ребенка все становится понятным и предсказуемым. Это дает ему дополнительное чувство защищенности.
Детки все чувствуют и анализируют. Если все привычно, все по плану, то они спокойны. Есть подсознательное ощущение: опасности нет, все как обычно, я контролирую ситуацию.
Ребенок должен привыкнуть к подъему в одно и то же время (даже в выходные дни), приему пищи и прогулкам по распорядку в одно и то же время.
Так ребенок настраивается на определенный ритм, который позволяет ему чувствовать себя физически одинаково хорошо в саду и дома.
Если режим дома сильно отличается от такового в детском саду, то ребенок может чувствовать себя уставшим, не выспавшимся или, наоборот, перевозбужденным, иногда дезориентированным. Такие детки капризничают, принимают все действия с негативными эмоциями.
Ребенку трудно переключаться с одного режима на другой. Для маленького организма эта смена является стрессовой ситуацией. Малыш при этом находится в состоянии эмоционального и психологического напряжения. А, как известно, стресс является пусковым механизмом многих болезней.
Поэтому, чтобы максимально облегчить адаптацию малыша к детскому саду, необходимо настроить режим, которого придерживаются в детском учреждении.
Заранее узнайте, во сколько детки в саду завтракают, гуляют на улице, обедают, ложатся спать и т.д.
Детки в яслях завтракают примерно в 8.30. С 9.00 до 10.00 часов с ними проводят занятия (рисование, лепка, групповые игры). Затем они гуляют на улице примерно до 11.30. Обедают в полдень, и к 12.30 их укладывают спать.
После сна (примерно в 15.00-15.30) у деток полдник. Затем, если позволяет погода, они отправляются на вторую прогулку. Если погода для прогулки не подходит, дети играют в группе.
Как долго проходит адаптация к детскому саду?
В среднем период привыкания деток к детскому саду занимает от 2-х недель до 3-4 месяцев. Это средняя продолжительность для детей, которых правильно подготовили к переходу на детсадовский режим.
Продолжительность адаптации зависит от многих факторов.
- От возраста ребенка. Маленькие дети привыкают к детскому саду легче. Проще всего адаптируются дети в возрастном диапазоне от 2 до 3 лет. В этом возрасте малыши любознательные, их легко отвлечь и заинтересовать игрой.
Чем старше ребенок, тем хуже привыкает он к детскому саду, особенно если это очень «домашние» дети. Дети, которых привели в садик после 4-х лет, могут к нему и вовсе не привыкнуть.
- От уровня развития. Ребенок, развитый по возрастным нормам, умеет говорить. Он умеет объяснить, чего он хочет. Поэтому он легче адаптируется, находит общий язык со сверстниками и воспитателями.
- От степени привязанности к маме. Если ребенок до сада был постоянно только с мамой, он адаптируется тяжелее.
- От состояния здоровья. Часто болеющие дети тяжелее адаптируются к детскому саду, так как длительные перерывы в посещении сада все предыдущие усилия иногда сводят на нет.
Также отсутствие режима в семье, совпадающего с режимом детского сада, наличие вредных привычек (сосание соски, бутылки, укачивание на руках), отсутствие необходимых культурно-гигиенических навыков существенно усложняет и затягивает адаптацию крохи.
Если ребенок плачет в детском саду…
Для каждой мамы слезы и истерики ребенка, когда тот пришел в детский сад, являются серьезным сигналом. Но эти «сигналы» надо научиться различать.
Если ребенок плачет в детском саду только по приходу туда и в момент расставания, а потом быстро успокаивается (не забудьте это уточнить у воспитателя), то тревожиться не стоит.
Иногда ребенок плачет и не может отпустить только маму, а с папой или бабушкой ведет себя сдержанно и без истерик. Тогда на некоторое время стоит переложить обязанность отводить ребенка в детский сад на человека, к которому малыш не так привязан.
Если ребенок начинает беспокоиться еще с вечера, выспрашивает – не пойдет ли он в детский сад с утра, плохо спит, длительно плачет в детском саду, отказывается там от еды, то ситуацию нужно спасать. И чаще всего это нужно делать вместе с воспитателем и/или психологом.
Частые ошибки родителей, осложняющие адаптацию ребенка
1. Форсированная адаптация. Долгое пребывание ребенка в саду в первые дни.
Посещение сада нужно начинать постепенно. Нельзя ребенка оставить в первые дни на полдня или целый день. Психологи рекомендуют не оставлять ребенка на дневной сон в саду в первые 10-14 дней.
Также родителям нужно всегда проговаривать ребенку, когда именно они придут его забирать. И чтобы ребенок понимал, ему нужно говорить не время, а события, после которых вы его заберете. Например: «вы сейчас позавтракаете, чуть-чуть погуляете в группе, а потом пойдете на улицу, затем пообедаете, и я тебя после обеда сразу заберу».
2. Исчезновение мамы.
Когда малыша не предупреждают, что в саду он будет без мамы, или мама, не попрощавшись, украдкой убегает, пока завлекли малыша, то ребенок получает психологическую травму.
У него возникает ощущение, что он может в любой момент потерять маму, она его может оставить и не предупредить об этом.
В этом случае ребенок «прилипает» к маме еще больше, боится ее отпустить даже в соседнюю комнату.
3. Неправильный режим дня.
О неправильном режиме уже говорилось выше. Здесь скажу о времени отхода ко сну вечером и подъема утром.
Если ребенок до сада или в выходные дни поздно встает, то вряд ли вечером он ляжет спать раньше 22.00. Если назавтра малышу в садик, то его придется насильно поднимать рано.
Не выспавшийся ребенок будет капризничать, будет плаксивым. О какой тут адаптации будет идти речь.
4. Сборы в сад с раздражением и упреками.
Возраст около трех лет – это возраст «я сам». Детки часто все хотят делать сами. И даже утром, когда катастрофически не хватает времени, они будут час возиться с колготками, будут полчаса пытаться надеть штанишки или застегнуть замок-молнию.
Не начинайте свой и день малыша с криков и раздражения. Если ваш малыш медлительный или такой вот самостоятельный, то вставайте пораньше, чтобы у вас был запас времени…и сил, конечно.
5. Сами родители не готовы отправить малыша в сад.
Это самая частая и грозная причина трудной адаптации малыша к детскому саду.
Если родители сомневаются и до конца не решили, нужен ли малышу сад, даже малейшую долю сомнений ребенок почувствует и будет плохо привыкать.
А еще маленькие дети – большие манипуляторы. И малыш будет давить на эти сомнения, чтобы мама его лишний раз оставила дома.
Если ребенок покапризничал и потопал ногами, а его тут же послушали, то он понимает, что у него есть рычаги давления на взрослых. И такие методы будет применять и дальше, и не только в отношении детского сада.
6. Родители пугают малыша садом или воспитательницей. Или негативно отзываются о детском садике в присутствии ребенка.
Этого делать никак нельзя. Для облегчения адаптации родители должны сформировать положительное отношение семьи к детскому саду. Ну, а если детский сад преподносится как наказание, то хорошего отношения к нему от ребенка не ждите.
Дети младшего дошкольного возраста познают мир, «отзеркаливая» эмоции и мнения взрослых, которые живут с ним.
Поэтому никогда не обсуждайте в присутствии ребенка какие-либо негативные моменты, касающиеся сада или его воспитательницы.
Пойти в детский сад – не значит болеть
Многие родители считают, что раз ребенок идет в детский сад, значит, будет часто болеть. Мой опыт показывает, что дети, часто болеющие до сада, также продолжают часто болеть и в саду. А дети, мало болеющие до сада, и в саду не так часто болеют.
Конечно же, большой детский коллектив, куда пришли дети с разной степенью иммунной защиты, и каждый со своей микрофлорой, несет опасность инфекционных заболеваний.
Постепенно в группе формируется так называемый коллективный иммунитет. Дети обмениваются микрофлорой, их иммунная система встречается с возбудителями, с которыми не была еще знакома.
Ответ иммунной системы на эту встречу у каждого ребенка будет различный. Все будет зависеть от напряженности, восприимчивости и сопротивляемости иммунитета малыша, от степени болезнетворности возбудителя и т.д.
Другими словами, в одинаковой ситуации один ребенок может просто посопливить пару дней, а другой при этом сляжет с температурой.
По сути, в сад приходят домашние дети, у которых иммунитет не имел выраженной и регулярной тренировки. А именно регулярная тренировка и встреча с новыми возбудителями и приводит к становлению и укреплению иммунитета.
Если ваш ребенок до поступления в детский сад особо сильным иммунитетом не отличался, то к укреплению его вам нужно приступить заранее.
За два-три месяца до поступления в сад введите закаливающие процедуры в ваш режим дня, регулярно утром занимайтесь зарядкой. Это позволит улучшить кровообращение и потренирует сосуды.
Обогатите рацион малыша витаминами. Если проблема накормить ребенка овощами и фруктами по каким-либо причинам существует, заранее курсом пропейте витаминные комплексы и продолжите пить несколько месяцев после поступления в сад.
Иногда дети начинают часто болеть, когда адаптация у них затягивается или проходит тяжело. Стрессовая обстановка в этом случае является провокационным фактором.
Иногда случается так, что, когда ребенок заболевает, то он получает всеобщую заботу, мама остается с ним и не идет на работу, он не идет в сад.
Формируется нейронная связь: я болею – мне хорошо. Срабатывает психосоматика. Это когда психологические факторы, переживания влияют на течение или провоцируют развитие соматических заболеваний.
В подобных случаях я пациентам всегда говорю, что ребенок не должен расценивать болезнь как приятное время, когда все вокруг «прыгают на задних лапках», принесли-унесли, вкусное купили, мультики включили.
Дайте понять ребенку, что ему невыгодно болеть. Болеешь – значит, нельзя нагружать зрение. Поэтому мультики отменяются. Сладкое тоже пока подождет…
Мотивируйте малыша на скорейшее выздоровление: «Все твои друзья с санками на горке, а ты тут разболелся. Скорее выздоравливай, и мы пойдем кататься» или «Пока ты болеешь, пришлось отложить поход в кукольный театр. Выздоравливай, и мы все наверстаем».
В общем, правильно отправить малыша в детский сад – это целая премудрость. И в том, что он там трудно адаптируется, не всегда только сад виноват.
Я постаралась познакомить вас со всеми нюансами адаптации ребенка к детскому саду. Надеюсь, мне это удалось, и ваш ребенок положительно отнесется к переменам в его жизни и будет охотно ходить в детский сад.
О премудростях адаптации ребенка к детскому саду вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок